?

Log in

No account? Create an account
Второе занятие
polya_and_mama
Второе занятие прошло в узком составе - были По, Арина и Ульяна.

Сначала, как договорились в прошлый раз, играли в магазин.
Я намыла (мылом:))) 1-, 5- и 10-копеечных монет, в качестве товаров хотела предложить несколько разных вариантов (продукты, стройматериалы, что-то еще...), но в итоге получился исключительно продуктовый магазин. И все равно у меня было ощущение хаоса.
Описывать саму игру в магазин нет смысла, запишу только lessons learned:
(1) Деньги надо делить заранее, лучше всего сразу разложить в кошелечки.
(2) Трехлеткам выдавать только копеечные монеты: отсортировать монеты разного достоинства и Арина, и По могут, а вот разницу в ценности этих монет совсем не понимают. Дальнейший сценарий для мелких - отчитывать разные и постепенно возрастающие количества, складывать плату сразу за несколько товаров.
(3) Следующий затык был в смене ролей. По первой захотела быть продавцом, но работать со сдачей могла только Ульяна (что и было исходным планом), поэтому пришлось ввести ротацию. Это очень спутывало игру.
И еще про сдачу: эта задачка исключительно для Ульяны. Прекрасно совпало - ей и самой очень хотелось выдавать и получать сдачу. Но чтобы получить сдачу, например с 12 копеек, она давала 13 (10 +1+1+1), вместо 10+5, например. Ульяна довольно бойко складывает в пределах десятка, вычитает уже с бОльшим трудом, переход через десяток пока не дается.

Еще играли с нитками с бусинами на состав числа 10 (по пять бусин двух цветов). Прятали бусины в кулачках, считали, сколько осталось. Я просила малышей спрятать незаметно от меня сколько-то бусин, а потом "отгадывала" сколько и какого цвета они спрятали. Ульяна уже может определить, сколько и каких спрятано в кулаке по оставшимся бусинам.

В рамках ТРИЗ попробовала предложить наверное самый типовой вопрос: Как\для чего можно использовать стакан?
С ответами не задалось: чтобы пить, чтобы туда что-то налить. И все.
Третьим вариантом Ульяна предложила строить из стаканчиков как из кубиков. Скорее всего это было не "открытие" - которое мне видится наивысшей целью наших занятий, а опыт, но применение опыта это тоже круто. Ульяна стала строить, младшие подключились. Если не ошибаюсь, она же предложила перепрыгивать через постройку, постепенно наращивая этажность. Началась движуха, строили, прыгали, разваливали, строили заново. Я попробовала обратить внимание на тот факт, что из одного и того же количества кубиков у нас получаются разные дома - узкие и высокие или длинные и низкие. Кажется, они меня не услышали.

В завершение сыграли в Головоногов. Ульяна всех обыграла 

Общий комментарий:
Мне пока не удается добиться от детей рассуждений, высказывания собственного мнения. Ульяна говорит «не знаю» и переключается. По тоже. Арина молча и с сожалением пожимает плечами. А ведь основной ценностью этих занятий мне видится именно их собственный мыслительный процесс. Т.е. я не ставлю своей задачей «дать знания», «получить правильный ответ», я хочу, чтобы они самостоятельно думали, обсуждали, делали свои собственные открытия. Пока не получается.

Первое занятие нашего математического кружка
polya_and_mama
В рамках этого кружка мне бы хотелось объединить элементы математики, логики, ТРИЗ, техники и архитектуры.

Сейчас в кружке 4 малышей, точнее трое малышей и девочка постарше:
моя По - 3 года и почти 5 месяцев
Аринка - 3 года и 5 месяцев
Коля - 4 года
и старшая сестра Арины - Ульяна - 5 с половиной лет.

Собираюсь вести дневник занятий.

Итак, занятие 1.

Мы собрались в гостях у Арины и Ульяны. Пока ждали Колю я выдала девчонкам "Сложи квадрат" Никитиных (1-ю и 2-ю доски).
Ульяне было интересно, но слишком легко. Арина - умница, молча упорно собирала квадрат со 2-й доски, несмотря на то, что получалось не с первого раза, она спокойно разбирала неудавшийся вариант и начинала заново - в конце концов получилось. В итоге, до прихода Коли, Арина успела сложить 2 квадрата, Ульяна - квадратов 7, По в основном скандалила.

С приходом Коли отложили доски, двинулись по плану занятия.
Раздала бумажные квадраты. Посчитали углы, определили, что квадрат - это четырехугольник. Тут, наверное, стоит отметить, что общая дискуссия у нас не получилась (вижу две причины – дети еще не привыкли ко мне и друг к другу и/или в силу возраста не готовы обсуждать вопрос друг с другом, а ориентированы только на взрослого), поэтому я решила в рамках занятия общаться с детьми по очереди. Первым считал Коля. Считал два раза, оба раза у него получилось три угла. Я спросила, а правильно ли будет, если я назову эту фигуру треугольником - Коля не стал отвечать. По считать не стала - сразу сказала, что угла четыре и что это четырехугольник. Арина посчитала сама и аккуратно, сказала, что четыре. Ульяне задала другой вопрос, чего в природе больше, квадратов или четырехугольников – Ульяна предсказуемо ответила, что квадратов. На вопрос "почему?" не нашлась. Я не стала дальше разубеждать. Вернемся к такого типа вопросам в следующий раз.

Дальше мы договорились соорудить из этих квадратов дома. Предложила нарисовать в этих домах жильцов. По без моего дополнительного участия сразу принялась рисовать черепаху. Ульяна нарисовала девочку. Коля сразу же сказал, что не может нарисовать. Я предложила ему нарисовать круг - нарисовал. Потом предложила нарисовать глаза - тоже нарисовал. Дальше уже сам принял решение, что это будет девочка и взялся дорисовывать ноги. Ног получилось в итоге очень много, поэтому мы договорились, что это будет осьминог (осьминог Анюта). Арине тоже понадобилась помощь. Тем же способом - начали с круга, глаз - получился заяц. На пятом квадрате жильца нарисовала я. После этого я раздала всем еще по одному такому же квадрату. По, не дожидаясь указаний, тут же принялась на нем рисовать. Я попросила детей сравнить квадраты, старый и новый. Малыши на такую задачу не отреагировали, Ульяна же сразу приложила квадраты друг к другу, определила, что одинаковые. Затем я попросила сделать из квадратов треугольники (для крыш). Ульяна тут же сказала, что надо сложить, тем самым не дав малышам подумать самим. По, услышав подсказку, сразу же сложила. Коля и Арина с небольшой помощью тоже справились. Отвлеклась на Колю с Ариной, забыла поговорить с Ульяной про диагональ. Собрали одноэтажные дома. Тут Коля удачно сказал, что он хочет, чтобы этажей было больше. Так что мы стали собирать из наших квадратов многоэтажный дом. Добавила еще один квадрат, в итоге дом вышел шестиэтажным.
Каждому по очереди задавала вопросы такого типа:
- Кто живет на четвертом этаже?
- На каком этаже живет осьминог?
- На сколько этажей нужно подняться/ спуститься одному жильцу, чтобы попасть в гости к другому?
Первые два вопроса не вызвали затруднений у малышей. Ульяне такие, конечно, не задавала. На вопросы по третьему типу отвечали все, но если в гости надо было идти через три этажа и более, то ошибалась даже Ульяна.
Надо будет повторить такого типа задачку, но только в каком-то новом контексте.

Где-то после этого задания внимание стало рассеиваться. По принялась рисовать картины, Коля тоже стал отвлекаться.
Но я решила дать еще одно задание за столом, а потом уже переходить к подвижной игре (надо было пропустить и сразу побегать, как мне теперь думается по итогу). Высыпала перед детьми на стол кучку плоских фигур, попросила выбрать только четырехугольники. По проигнорировала и продолжила рисовать. Арина с Колей отобрали себе некоторое количество фигур. В итоге у Арины среди всех набранных оказался только один четырехугольник - ромб, у Коли вообще ни одного четырехугольника, Ульяна, конечно же, собрала все. Я еще раз подвела Ульяну к вопросу про квадраты и четырехугольники, чего больше? Ульяна стала сравнивать количества квадратов и всех остальных четырехугольников.

Дальше достала карточки с количествами (в виде точек, как на игральной кости или домино) и бумажный скотч. Дети радостно включились в расклеивание этих бумажек по комнате. Сама игра заключалась в том, чтобы первым прибежать к названному ведущим числу и накрыть карточку рукой. Для Ульяны давала простенькие примеры на сложение/ вычитание. Ульяна прекрасно справлялась, но к сожалению у нее не было конкурента, с которым можно было бы соревноваться в скорости, так что она спокойно считала, называла ответ вслух и дальше уже можно было никуда не бежать. По пару раз повздорила с Колей из-за карточки. С По, конечно, трудно, но буду надеяться, что со временем нормализуется.

Когда бегать поднадоело, предложила вернуться за стол. Достала кучу прямоугольников, обратила внимание детей, что это плоская фигура, попросила попробовать соорудить из нее объемную. Малыши мяли бумажки без какой-то идеи, Ульяна тут же свернула конус.
Наконец у Коли получилось некое подобие цилиндра. Склеили первый цилиндр. Потом каждый сделал довольно много цилиндров. Стали соединять их в высотку, сначала я, продолжила Ульяна. Очень высокое здание у нас не вышло, дети устали. Так что решили прерваться на еду. Колю мама забрала, им нужно было в бассейн. С девчонками мы еще сыграли в настолку на поиск решения по трем условиям. По уже в нее играла, Аринка в правилах разобралась, но ей было довольно трудно формулировать совокупность условий, что в принципе не обязательно, но без напоминая этих условий она часто забывала одно или сразу два из них. Надо будет как-то поиграть еще раз. А для Ульяны надо будет готовить все-таки отдельные задачки, чтобы она не скучала и чтобы давала возможность поразмыслить малышам. Считаю, что нужен еще один ребенок в пару Ульяне, и ради соревновательного момента и ради возможности дискутировать в ходе решения задачки.

Про первое занятие все.

Кем быть?
polya_and_mama
По хочет быть инженером. Иногда строителем. Но инженером чаще.
Еще временами По хочет быть принцессой-балериной - это надо понимать, как «балериной в красивом платье». Инженеры в Полином представлении красивые платья не носят. Думаю, стоит развеять это ее предубеждение (хотя оно соответствует действительности).
Tags:

Видео из бассейна
polya_and_mama
Тизер, так сказать:



А тут еще почти 7 минут...Collapse )

«Боюсь, боюсь!» и «Как спастись?»
polya_and_mama
Конец года – работы недоделанной куча, но настроения ее доделывать нет совсем.
Зато меня давно мучает, что я совсем не успеваю написать о Поле - она взрослеет, меняется, а память моя не надежна.

Точно хотела написать о том, что у По крайне низкий допустимый уровень риска. Вот такая вот формулировка. Сейчас расскажу, о чем я.
Мультфильмы. Единственные, которые По может смотреть – это «Удивительная бочка» и «Осенние кораблики» по маленьким сказкам Козлова (про Ежика и Медвежонка). Их она очень любит, они ее успокаивают.
На другие у По одна реакция – «Боюсь, боюсь!!! Выключи!». Даже на нашего Винни-Пуха: с ветки падает - «Боюсь! Выключи!», застрял - «Боюсь! Выключи!». В общем, мультики мы почти не смотрим.
Из книг, думаю, по той же причине По явно предпочитает энциклопедии.
Еще По всегда спрашивает: «Как он спасется?». На фоне «Боюсь, боюсь!!!» это очень даже позитивный вектор, как я считаю. Проскочить через кульминацию это не помогает, все равно приходится выключать, но потом хотя бы можно ей рассказать, как же герой вышел из затруднительной ситуации. Причем По прекрасно умеет самостоятельно придумывать как спастись. Она же у меня совсем не слушается, ни просто так, ни с доводами – приходится иногда сгущать краски (точно перебарщиваю с этим). И вот когда речь идет о самой По, она всегда способна придумать несколько вариантов «как спастись». Недавно подобрала палку на улице и в рот – говорить «нельзя» ей бесполезно, я просветила ее насчет глистов, со всеми ужасающими подробностями. Она уже готовилась заплакать, а я уже вовсю жалела, что так увлеклась, как неожиданно По перестала кукситься и радостно сообщила, что мы пойдем в аптеку (с указанием, где аптека), купим там таблетки, таблетки отравят всех глистов и те убегут (рассказала как). Я ей этого точно не рассказывала, таблетками мы не лечимся. Разве что в саду… однако странная все же тема для сада. Но поскольку разных планов спасения у нее все равно множество и большинство весьма реалистичные, даже если в этот раз знала, все равно в большинстве случаев, я считаю, что это именно сообразительность.

Папа наш ворчит на По
polya_and_mama
"Хулиганит что-то новое быстрее, чем успеваешь отругать за старое, не говоря уже о том, чтобы устранить последствия..."

Еще про наш детский сад - неприятное
polya_and_mama
Решила еще накатать про наш детский сад (Гураня в Химках). Не про педагога и ассистентов – они у По прекрасные, а про руководство, не в меру офигевшее в своей предприимчивости.
Если каждый пункт в отдельности рассматривать – то мелочи, но все вместе создает крайне неприятное впечатление.
• Обещан носитель англ.яз. – по факту няня-филиппинка.
• Обещаны регулярные занятия с психологом и логопедом. По факту – логопед с детьми младше 5-ти лет не занимается, за редким исключением берет 4х-леток. Занятия с психологом проходят крайне редко – даже не раз в месяц.
• В дни открытых дверей презентовались Монтессори-материалы в классах, включая музыкальные. По факту – Монтессори-музыка вынесена в факультативные занятия, которые оплачиваются отдельно. Занятия с логопедом и психологом, кстати, тоже предлагаются в качестве дополнительных и за отдельные, совершенно не гуманные деньги.
• Я записала По факультативно на занятия по логоритмике и вот теперь не знаю, проходят ли они. Иногда спрашиваю, было ли занятие, а выясняется, что преподаватель просто забыла! Или занятия переносятся постоянно. Пытаюсь у себя в блокноте отмечать, в итоге по моим данным было 4 занятияв месяц, а счет выставляют на 8 – говорят, «все было»… но когда никто толком сказать не может. Бардак жуткий. Создается впечатление, что и с включенными в общую стоимость занятиями (музыкой, хореографией, физкультурой) все обстоит примерно так же.
• Три месяца физ-ра проходит на улице. Недавно гуляла с По по их спортивной площадке, стала ее гонять по установленным там конструкциям (очень даже не плохим) – говорит, что они тут не занимаются. Есть подходящий По по росту рукоход – По говорит, ни разу на физкультуре к нему не подходили. Да что тут о рукоходе, по словам По вообще «бегать на улице нельзя» (в группе тоже). Где же эта физкультура-то? Мышцы у По за эти три месяца реально деградировали.
• Ген.дир. / собственник бизнеса в одном лице – дама крайне предприимчивая. На любой вопрос со стороны родителей сразу же предлагает не ответ, а услугу. «Ах, вы интересуетесь, как помочь ребенку с адаптацией? – пожалуйста, мы проведем для вас семинар»… Даже места на закрытой и специально выделенной парковке перед садом распроданы в аренду жильцам соседних домов. В самом начале у нас был случай – По укусила мальчика в саду. По, конечно, не права, но она явно была еще не адаптирована и находилась в постоянном стрессе. Ген.дир. тут же ультимативно предложила мне приставить к ней за доп.плату персонального конвоира, по стоимости соответствующего средней няне. Хорошо, что По больше никого кусать не надумала.

Вот честно скажу, был бы в радиусе еще хотя бы один Монтессори-сад, вряд ли бы такой беспредел прокатил бы. Но другого нет. А в этом нам все же повезло – воспитатели в группе прекрасные. Но продолжение списка наверняка последует.

Час наблюдения в детском саду
polya_and_mama
На прошлой неделе побывала на «часе наблюдения» у По в саду. Думала, По будет на меня отвлекаться, но нет – один раз подошла, показала рисунок, потом ушла «работать с материалом» и больше до самого конца не подходила.
Вот что я нанаблюдала:
• Группа у По считается «3-6», но по факту это «2.5 – 4», малышей очень много, а старшие еще не совсем старшие. 4-х летние девчонки выделяются и более интеллектуальной работой с материалом (особенно приятно было наблюдать за одной девочкой (без имен) – ну вот просто идеальный образец Монтессори-ребенка), и большей уверенностью и удовлетворенностью. Малыши – кто как: кто-то работает с материалом, кто-то (две девчушки не разлей вода) скачут туда-сюда, не работают, других отвлекают. А в общем, как мне показалось, в отличие от 4х-леток, все малыши без исключения ужасно тоскуют по мамам, у всех какой-то отрешенный взгляд и даже грусть в глазах. Моя По при всем богатстве выбора материалов ничем вдохновляющим меня не поразила - «поработала с карточным материалом», а потом ушла лепить из пластилина – это она может делать часам.
• Ассистент, которая должна разговаривать с детьми по-английски, на мой взгляд, непрерывно, свою задачу абсолютно не выполняет: занята хозяйственными делами почти все время, а когда не занята – молчит, говорит только реактивно, по запросу, так сказать, а должна бы вещать как радио, постоянно комментируя все происходящее и не происходящее. Жаль, ходила в четверг – по понедельникам и средам еще и китайский (у меня большое подозрение, что это вообще фантазия руководства сада и ничего такого нет).
• Из позитивного: дети реально заняты, они работают с материалом с интересом, некоторые даже увлеченно. В группе спокойно и тихо, без конфликтов. Дети самостоятельны: сами выбирают материал, преподаватель вмешивается только если видит, что у ребенка возникли сложности. Т.е. никто их не развлекает – для меня это чуть ли не главное, считаю, что крайне важно, чтобы ребенок учился занимать себя сам, сам ставить перед собой задачи, сам решать, не ждать, что кто-то придет и расскажет, что нужно делать и как.
• Опять непозитивное: одного мальчика (из малышей) привели поздно, под самый конец школы, плакал по маме горько-горько. Преподаватель на руках его взяла, очень ласково с ним – все прекрасно, но только при этом полностью игнорируя его горе, не проговаривая, а именно отвлекая.
Может что еще нанаблюдала, но уже забыла. Опубликую хотя бы это.
Введу тег "Гураня".

Плавает морским котиком
polya_and_mama
В прошлый четверг брала отгул. Дел накопилось, да и воспитательница в саду приболела, а с заменой По не очень ладит - накануне идти отказалась (что, собственно, и послужило решающим поводом к отгулу). Переделали всяких дел и даже успели съездить в океанариум. Там подвисли перед аквариумами с пингвинами и морскими котиками, а на следующий день По устроила выступление морских котиков в бассейне - плыла, вращаясь веретеном вокруг своей оси. Ныряет сейчас По затылком вперед - как она при этом не нахлебывается воды, для меня загадка. В прошедшую пятницу опять удивила: обычно плавание для По - это балет под водой, а тут вдруг решила плавать как взрослая, от бортика до бортика, много раз подряд. Дыхание надолго задерживает, даже нашу Аню этим удивляет, поэтому на одной задержке дыхания проплывает много, но чтобы вдохнуть встает на ноги, бассейн у нас мелкий.

Каток
polya_and_mama
В воскресенье По идти в новый бассейн отказалась. Сказала, что хочет в Брестский бассейн - где без тренеров и без детей. Зато съездили на каток. Наш каток в Меге закрыли, поехали в Долгопрудный - в воскресенье без пробок довольно близко получается. Но там в воскресенье на массовое катание всего два часа - час до обеда и час - после, надо приезжать ко времени. По первые круга три практически висела на моих руках, как будто никогда раньше не каталась, но дальше довольно быстро стала вспоминать, под конец уже почти не опиралась. Очень заметна мотивация - на всех смотрит, пытается повторять, уже стремится поехать совсем сама.
Там же есть и детский бассейн, работает в воскресенье в первой половине дня - семейное плавание, только с родителем - надо справку и на меня делать.