?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Занятия 4 и 5
polya_and_mama
С четвертого занятия прошло уже довольно много времени. Вряд ли мне удастся описать все детально, но зафиксирую хотя бы то, что помню.
Было рекордное для нашего кружка число участников: Поля, Арина, Ульяна, Маша, а также Машин младший брат Рома (ровесник Поли и Арины) и Коля, который до этого был на первом занятии.

1 задачка. Последовательности. Выделение повторяющейся последовательности (элемента узора)
Принесла несколько ниток бус, как с повторяющимися последовательностями, так и беспорядочно набранных. Рассмотрели, обсудили. Выдала заготовленные распечатки с бусами – задание было выделить повторяющуюся последовательность. Ульяна справилась сама, всем остальным помогала. Группа получилась большая и из-за Коли и Полины неорганизованная, было довольно сложно пообщаться с каждым, привлечь общее внимание группы к каждому обсуждаемому варианту не получается.
Дальше из заготовленных цветных кружков показала варианты набора бус с повторяющимися узорами из 2-х, 3-х и 4-х бусин. Каждому выдала свой листок бумаги с нарисованной ниткой и цветные круги. Задача была собрать свои бусы, но обязательно с повторяющимися последовательностями.
Ульяна задачу поняла, собрала нитку с узором из четырех видов бусин, без ошибок повторила узор три раза.
Арина без малейшего моего участия собрала узор из 3-х бусин (3 повторения, без ошибок).
Рома самостоятельно собрал нитку с чередованием 2-х видов бусин.
Маша сначала собрала нитку без какого-либо правила, хаотично, потом посмотрела на брата и полностью повторила его бусы.
Полина и Коля налепили бусин без порядка. Тяжело удерживаться от разочарования, глядя как По совершенно не работает во время кружка.

2. В свете обсуждений последовательно/ непоследовательно предлагаются детям задания, запланировала развить задачку с прошлого занятия. Чего и боялась, все, кто был в прошлый раз тут же заявили, что это уже было, они такое умеют, интерес ушел в 0.
А задачка была в заполнении таблицы 3х3 геометрическими фигурами, только теперь была пропущена не одна фигура, а три. В итоге справилась только Ульяна. Арина тоже вначале разложила фигуры верно, но затем приклеила совершенно не так.
Маша не понимает, как выстроить рассуждения, а мне не удалось уделить время персонально ей.
Коля и Поля – печаль моя, из работы кружка выпали.

3. Подвижная игра «Разбежались»
Ведущий (я) называет признак и говорит куда бежать. К примеру, все на ком ест что-то полосатое – к окну, остальные – к шкафу. Побегали, но не разрядились.

4. Была игра на базе лото.
Каждый получил карточку-таблицу 3х3 с цифрами в ячейках. Ход игры: по очереди кидаем кости (2 кубика сразу), складываем результат и соответствующее количество бочонков (крышечек от детского питания, соединяющихся между собой) берем из мешка. Дальше игрок самостоятельно решает, как их распределить по своей карточке, чтобы в итоге на каждой цифре оказалась башенка из соответствующего количества крышечек. Кто первый заполнил правильно – молодец 
Коля, который больше всех интересовался этими кубиками с самого начала занятия, первый отказался играть по правилам, стал собирать из крышек «самую высокую башню». За ним По. Дальше Рома – в туалет, Ульяна с Машей тоже башню. Предложила кидать кости, чтобы распределять новые крышки для башни, но такое усложнение доступа к крышкам дети не одобрили. На этом закончили занятие.


Занятие 5.
Были По, Арина, Ульяна и Коля.

1. Работали с палочками Кюизенера. Подбирали заданную длину, считали сколько каких отрезков помещается в данной длине – в общем, по сценарию «38 попугаев».

2. С теми же палочками выкладывали по образцу, затем на листах в клеточку выполняли чертежи.
Ульяна справляется на отлично, самостоятельно и без ошибок (жалею, что не сфотографировала). Арина не смогла привязаться к клеточкам, мы с ней считали отрезки на палочке, затем отсчитывали клеточки на бумаге, но отмасштабированный результат Арину не убеждал, зато она полностью сама изобразила на листе свою конструкцию в натуральную величину! Классные девчонки, обе!

3. Дальше ввели ось «зеркало» и выкладывали симметричные изображения. Ульяне упражнение понятно, но иногда ошибается. Малышам не понятно, реальное зеркало не помогает. Пока лучше всего работает аналогия с крылышками бабочки. Предложила для того же задания мозаику. Арина очень старательно выкладывала рисунок и носила его к зеркалу, было видно, что заинтересовалась.

По и Коля все это время занимались своими делами, выкладывали каждый свой «самый длинный поезд» из палочек, время от времени скандаля (По) и мешая остальным (Коля).

4. На листах в клеточку прокладывали путь мышки к куску сыра. Мышка может ходить только вперед-назад-влево-вправо (по диагонали не может). Делали Ульяна и Поля. Арина предпочла продолжить с мозаикой. Я хотела еще предложить девчонкам посмотреть альтернативные маршруты и сравнить итоговое количество шагов (всего и по каждому направлению), но они устали от задачи, попробуем как-нибудь в другой раз.

5. В самом конце поиграли в что-то наподобие крестиков-ноликов.
В центре листа – мышка, по углам – сыр, между – много-много кружочков-островков. Два игрока: один ведет мышку по островками – один шаг в один ход, другой в свой ход «затапливает» (заштриховывает) один островок. Игра всем понравилась. По дома до сих пор в нее играет.


  • 1
Ввели понятие последовательности, разобрали на примерах. Зачем давать детям сразу самостоятельное задание? Такое задание надо давать на второй урок для проверки усвоенных знаний, потому что детям нужно время это переварить (переспать ночь с этим материалом).
"В свете обсуждений последовательно/ непоследовательно предлагаются детям задания.." Последовательно - это не значит, что каждый урок задания на одно и тоже с одним и тем же материалом. У тебя на каждое задание должно быть заготовлено 15-20 видов упражнений с совершенно разным материалом.
И опять скатились в счет и математику (Была игра на базе лото, Работали с палочками Кюизенера и про мышку, но не успели). Чтобы это делать детей надо обучать счету, а не тупому заучиванию названий цифр.
С зеркалом. Это вот как раз к разговору о не последовательных занятиях. Ты начала с середины и продолжаешь, а надо начинать с азов. Начни с малышами строить одинаковое по образцу, а не зеркальное. Потом построй с ними что-то что имеет вертикальную ось симметрии (дом) и покажи им при помощи зеркала зеркальность. Построй рядом что-то не зеркальное и покажи разницу между этими рисунками. И не к зеркалу носить надо, а сама принеси небольшое зеркало и прикладывай его к рисунку по линии симметрии.
Обрати внимание на Ульяну. Ее надо проверить на леворукость, потому что ей уже больше 5 лет ( я уже об этом писала).

Общее. Все больше и больше наблюдаются проблемы в занятиях с детьми ( дети занимаются чем сами хотят, снижение интереса и т.д.) Это из-за того, что у тебя нет основ и понимания как строится занятие, как переходить с одного задание на другое, в какой последовательности давать задания, как привлечь внимание детей и т.д. Это все основы педагогики. Без этих знаний качественных занятий не будет!
Почему По ведет себя так во время занятий? Я честно удивлена, что это тебя так расстраивает. Ты нарушаешь один из принципов педагогики, поэтому ее поведение совершенно нормально в этой ситуации.
И для меня не удивительно, что занятия происходят все хуже и хуже. Причина проста - у тебя нет дидактического материала и в книжках, которыми ты пользуешься его тоже нет.

(1) Большинство детей прекрасно справились с заданием. Поля, как выяснилось, заинтересовалась и дома потом просила кружочки - первые два раза собирала цепочку хаотично, а потом вдруг стала выкладывать последовательности из 3-х, 4-х и 5-ти бусин. Считаю результат хорошим.
(2) Опиши, пожалуйста, подробно, на основании чего ты делаешь вывод, что мы занимаемся "тупым заучиванием цифр"?
(3) Уже проверено, по образцу все строят без ошибок. Зачем мне это с ними начинать?
(4) Ты очень многие выводы делаешь на основании не фактов, а своих предположений. Мелочь, конечно, но к примеру: маленькое зеркало у нас было и работали, пока все вместе, мы именно с ним. А вот когда мы перешли к следующему занятию, Арина захотела продолжить с мозаикой и да, понесла к большому зеркалу, но это было ее личное исследование. И дураком будет тот, кто самостоятельную детскую любознательность начнет убивать своей критикой и поучениями.
(5) По поводу Ульяны. Марина, приведи, пожалуйста, списком те факты, которые наталкивают тебя на мысль о леворукости Ульяны.
(6) Не все дети занимаются, чем хотят, а только Коля и Полина. И оба такие сами по себе. Про Колю мне говорят, что ему сложно усидеть на месте и договориться с ним сложно, что сорванец. Но весьма обаятельный :) На занятиях я вижу, что усидеть на месте он вполне может, но исключительно над тем, что придумывает сам. Также стоит заметить, что Коля был только на первом, а потом на четвертом и пятом занятиях. Поля моя очень усидчива, может очень по-долгу и с интересом заниматься, но тоже чаще всего именно по своей инициативе. И кроме того, ей трудно в еще не очень знакомом коллективе, она напряжена из-за того, что я не в полном ее распоряжении, что другие дети берут что-то, что она считает своим. К сожалению, при этом она громко скандалит и мешает. Но при этом, даже если какое-то упражнение во время общего занятия не делает, она приходит домой и просит материал дома.
Общее, как его вижу я: дети очень разные, и по возрасту и по темпераменту. Ходят не регулярно. У нас кружок, а не обязаловка.
Марина, я трачу время на эту наше переписку. Честно скажу, у меня этого времени совершенно нет, реально крайне напряженный график.
Чтобы все это было не бесполезно, будь, пожалуйста, конкретнее: на какие именно принципы педагогики ты ссылаешься, какие именно дидактические материалы ты считаешь хорошими - ссылки, авторы - без этого я твои комментарии никак не могу применить. По поводу советских учебников тоже напиши: авторы, год издания, где их скачать или купить хардкопии в Москве? Если ты на самом деле хочешь помочь, будь полезной, пожалуйста.

Edited at 2016-03-27 07:24 am (UTC)

1. В посте написано, что Ульяна,Арина, Рома справились. А вот Маши, Полина и Коля - нет. 50% усвоивших материал, это не очень хорошо. Есть правила подачи материала и проверки его усвоения.
2. Ну про это я уже писала комментарии и не один. Ты с ними прошла состав числа? О том, что младшие дети не понимают состав числа можно судить по игре "Магазин" и "на каком этаже живет осьминог". О том, что старшая девочка не знает состав числа ясно видно затруднениям с переходом через десяток. Потому что она не может разбить цифру разложить на сумму двух и наоборот.
Счетом надо заниматься последовательно, а не давать сразу материал на отработку возможно имеющихся знаний.
3,4. Первое занятие на зеркало вообще было без зеркала ;) Это второе занятие. Но я сужу по твоим отчетам. Там про маленькое зеркало ни слова. И только Арина ходит к зеркалу.
Так же из описаний понятно, что ты с ними просто строишь отражения. При этом не было вводного материала с объяснением, если судить по описаниям.
5. Ульяна на 2-х занятиях на зеркальность периодически делает ошибки. А ей уже больше 5 лет. Так как ты с ними не пишешь и не читаешь, то остальных "симптомов" пока нет. Но основной тест, который проводит специалист для определения проблем это "зеркальность".
6. "она напряжена из-за того, что я не в полном ее распоряжении, что другие дети берут что-то, что она считает своим. К сожалению, при этом она громко скандалит и мешает." Это психологическая проблема и ты ее усугубляешь с каждым уроком, потому что нарушаешь правила педагогики. Один на один ты можешь спокойно заниматься, но при занятиях в группе ты всегда остаешься для нее мамой. А при этом возникает психологическая проблема у нее в голове. По этой причине учителя в детском саду и школе не берут в свой класс своих детей.
Мне вообще очень странно, что ты начала заниматься с детьми не прочитав основную литературу по обучению детей 3-5 лет.

Общее. А куда более конкретно писать? Для примера, в тут в пунктах выше конкретно указываются проблемы и я тебе ранее писала аж 2 раза методику преподавания счета,с зеркалом тоже самое. Но ты все равно повторяешь эти ошибки и продолжаешь считать с детьми не объяснив основы.

У меня нет времени заниматься твоим профессиональным становлением как педагога. Если ты взялась за это дело, то ты сама должна искать материал и способы его подачи. Педагоги учатся в универе аж 5 лет и потом постоянно проходят повышение квалификации. Это не просто так!

Со стороны очевидно, что у тебя есть список заданий, но у тебя к этому списку нет как применять это на практике (как привлечь внимание детей,как им подать материал, как работать и как исправлять ошибки). Так же у тебя нет плана занятий (что за чем давать и как усложнять). Явно отсутствуют знания по детской психологии, по построению обучения детей от 3 до 5 лет.
Гугл и Яндекс дают одинаковые возможности для поиска всем и мне из Чехии не очень удобно рассказать тебе где взять тот или иной учебник, особенно в живом виде в Москве.
Но вот адрес: Дом педагогической книги. Отдел «На Кузнецком» (м.«Охотный Ряд», м.«Театральная» (выход к театру Оперетты )) Кузнецкий Мост ул., д.4/3, стр.1.
Но ты там не найдешь одну единственную книгу, в которой изложен весь нужный тебе материал.


Марина,
(а) Если бы все дело было только в 5-летнем образовании и неизменной с советских времен программе, детям в школе, и сейчас и тогда, не было бы так нестерпимо скучно и учились бы они все на хорошо и отлично.
(б) Я, собственно, не просила тебя заниматься «моим профессиональным становлением как педагога». Как ты совершенно справедливо заметила, я сама взялась за это дело, сама ищу материал, и т.д. и пр. Данная дискуссия, напомню, по твоей инициативе.
(в) Я не спрашивала у тебя адрес книжного магазина. Я спрашивала авторов и года выпуска тех «самых правильных советских учебников», на которые ты все время ссылаешься, и, если у тебя есть такой инсад, где их можно раздобыть в личное пользование, потому как вряд ли после списания с школьных активов в каких-то 80-х годах они разошлись по розничным магазинам и с тех пор там так и лежат.

- "в 5-летнем образовании" - это ты что?
- По-моему очевидно, что есть разница между программой обучения и методикой преподавания. Разве нет? ;) По мимо системы образования на оценки влияет способности учителя, способности и желания ученика, отношения в семье, регион проживания - дальше продолжать?

- Просьба предоставить набор литературы для занятий исходила от тебя.
- По поводу комментариев. Я с тобой делюсь своим опытом, который основан на моих знаниях, полученных от моей мамы, которая училась в Пед.институте, от бабушки, которая всю жизнь проработала в школе и детском саду, от специалистов психолого-педагогического центра, в который мы ходим уже 5 лет. И заметь, обладая этим объемом знаний, я просто делюсь опытом, а не открываю педагогический кружок :) Или делиться опытом могут только те люди, которые собираются профессионально тебя учить?
- Вообще то, существует такая практика в педагогике "открытый урок" и он проводится не для родителей.

- Выражаюсь яснее - играть роль справочной где найти учебники в Москве, проживая в Чехии несколько проблематично. Но я тебе дала адрес самого перспективного места, где можно найти материал для занятий.
- Ты права, найти живые списанный учебники 80-х годов очень трудно. Хотя я не очень понимаю почему тебе нужны именно живые списанные учебники :) В наш век информационных технологий много есть в интернете ;) Эти спокойно можно скачать и прочитать на компе, ноуте, планшете или телефоне, можно даже распечатать.

Вместо конструктивного разговора опять все скатывается на личности.


О, тут оказывается, еще один ценный комментарий. Марина, ты делишься своими бесценными знаниями, полученными из неформальных источников, или полученных в качестве рекомендаций по решению конкретных проблем конкретного ребенка, развитие которого отличается от нормального. Большое спасибо, это мне не интересно. Либо конкретный автор, который достоин того, чтобы его порекомендовать, либо держи свое мнение при себе. Интернет, как ты справедливо заметила, у меня имеется, и ресурсы (офлайн/онлайн - не важно) я прекрасно найду и без тебя. У тебя спрашивают издание/ год выпуска учебника, который ты нахваливаешь, а ты в ответ про "возможности в век информационных технологий". Буду признательна, если ты впредь воздержишься от комментариев в моем журнале, а то придется применять "возможности информационных технологий в виде бана". Всего хорошего.

Ну вот опять пошли по личностям. Заметь, не я первая начала.
Цитату, пожалуйста, где я нахваливаю конкретный учебник. Я тебе по комплексное образование говорю, а ты все ищешь чудо методичку на все случаи жизни.
Где я писала, что развитие моего ребенка отличается от нормального? Да, у меня ребенок левша, но пишет он правой. В связи с этим имеются трудности в вопросе грамотности письма, но на развитие и умственные способности это не влияет. Местами от стандартных детей он отличается. На пример, знает 2 языка на уровне носителя, инглиш на уровне А1, немецкий учит ;)
А кто определяет достойных и недостойных авторов для рекомендаций? Ты вероятно не внимательно читаешь мои сообщения. Повторюсь: свое мнение может быть только на основании достойных авторов? А почему это тогда свое мнение?

"возможности информационных технологий в виде бана"
Ты пишешь в интернете на открытом ресурсе. Пользователи это могут читать и оставлять комментарии. Не нравится читать коменты — не пиши в открытом доступе ;)
Когда аргументов нет, то поможет защититься бан :)
Ну в общем все всё поняли.

Марина, журнал открытый – это точно, но и гостям не мешает честь знать. Вот зачем ты сюда пишешь? Я уже много раз сказала, что мне пространные размышления на тему педагогического образования не интересны, а интересны только конкретные (подчеркиваю еще раз, именно конкретные!) самые удачные/ гениальные примеры/ приемы/ задачки. Источников удовлетворения этих моих интересов полно, о многих я знаю, о каких-то, наверное, еще нет. Ты таким источником не являешься, да тебя и не просили, ты сама сюда пришла, принесла нечто ценное на твой взгляд и бесполезное на мой. Я тебе об этом давно уже говорю, но ты почему-то не уходишь…

В моем понимании, ключом к ответу видится твое желание высказаться (не услышать, не обсудить) – так у тебя же тоже есть журнал, высказывайся там. Если ты считаешь, что обладаешь уникальными знаниями по воспитанию нерадивых воспитателей вроде меня, открой курсы, проводи вебинары – тут тебе и благодарная аудитория найдется и даже дополнительный заработок (если подтвердится, конечно, что твои знания и рекомендации того стоят). В общем, ты подумай, чего ты от меня так упорно хочешь.

  • 1