?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Занятие №3
polya_and_mama
Участники: По, Арина, Ульяна и новая девочка Маша – ровесница Ульяны.

Занятие было менее игровым, чем прошлые, почти полностью по Звонкину. Работали по карточкам, по очереди.
Первый блок – «четвертый лишний». Все справились легко. Больше к такому типу вопросов возвращаться не будем.
• По: воробей – самолет – улитка - пчела. По сходу назвала самолет, легко объяснила, что он не живой. Обсудили все вместе, что в качестве критерия можно выбрать другой признак – летает/ не летает. По сама сказала, что тогда лишней будет улитка.
• Маша: ложка – кастрюля – костер – нож. Маша очень неуверенно назвала костер. Объяснить почему не смогла. Ульяна попыталась подобрать нужное слово, не помню, как именно сформулировала, но слово «посуда» в итоге никто из детей не вспомнил. С моей подачи обсудили, что если рассматривать этот набор с точки зрения назначения, то лишнего вообще не будет, потому что все объекты могут служить для приготовления пищи.
• Следующей была Ульяна. Ей достались карандаш – гвоздь – касточки и краски – мольберт. Лишним назвала мольберт, дифференцировала по форме. Я предложила сравнить по назначению – сразу назвала гвоздь.
• Потом Арина: ваза – ель – трава – цветок. Показала вазу, объяснила, что не живая, не растет.
• Была еще одна карточка, дала ее Маше: заяц - еж - белка - чемодан. Маша назвала чемодан, объяснила, что он не живой. Все правильно, но неуверенно.

Второй блок – «вхождение подмножества в множество»:
• По: «Чего больше - мух или насекомых?». Ответила, что мух. Потому что летом на даче они везде летают. Я переспросила, являются ли мухи насекомыми – По ответила, что да, являются. Дальше наводить ее на правильный ответ не считаю нужным, по возрасту имеет все основания
• Арина: «Чего больше - гусей или птиц?». Ответила правильно. На вопрос «почему?» не ответила.
• Маша: «Чего больше - мужчин или людей?». Ответила правильно. На вопрос «почему?» сама не ответила, согласилась со мной, что мужчины тоже люди 
• Ульяне достался уже знакомый ей вопрос: «Чего больше – квадратов или четырехугольников?». На этот раз ответила, что четырехугольников. Я не успела спросить «почему?», она тут же рассказала мне, что они с мамой считали, стала перечислять мне шкаф, стену… похоже, что они с мамой обсудили вопрос не в том ключе, сравнили количество квадратов и прямоугольников. Почему-то потом у меня это вылетело из головы и я не обсудила вопрос с мамой. Поэтому комментарий для мамы тут: а) речь идет о вхождении подмножества квадратов в множество четырехугольников; б) в этом возрасте ребенок уже может прийти к этому «открытию» сам и это будет в тысячу раз ценнее, чем дать ему готовый ответ.

В качестве отступления большая просьба к родителям (если Машина и Колина мамы тоже будут это читать): не нужно во что бы то ни стало добиваться от детей правильных ответов, этим и так «грешит» вся наша образовательная система, а итог один: они просто начинают по выражению наших лиц угадывать, что же мы хотим от них услышать, перестают самостоятельно рассуждать. Намного важнее дать пищу их природной познавательной активности, чем закидать их ничего не значащими для них фактами (а то и нашими собственными заблуждениями).

Ладно, поехали дальше. Третий блок – вопросы на транзитивность. Не помню, кому какой вопрос достался, но все ответили правильно, в том числе Арина и Поля. В качестве примера: В кастрюле помещается больше воды, чем в чайнике, а в чайнике больше, чем в кувшине. Где помещается больше воды - в кастрюле или в кувшине? Витя бегает быстрее, чем Коля, а Коля быстрее, чем Андрей. Кто быстрее - Витя или Андрей?

Четвертый блок - таблица 3х3, заполненная простыми геометрическими фигурами. В каждой строке и в каждом столбце фигуры должны быть разными и все три типа должны присутствовать, одна ячейка пустая. Вопрос - какой фигуры не хватает?
Ввела терминологию – строки/ столбцы.
• Ульяне опять слишком легко. Для нее у меня были заготовлены доп.задачки – таблицы 2х2, но правила заполнения формируются не по одному, а по двум признакам – опять легко справилась. Затруднение вызвала в итоге только одна задачка – тоже 2х2, тоже два признака, только в каждой ячейке при этом не один объект, а два (признаки индивидуальны).
• По и Арина ответили верно. Не задавала им никаких вопросов, потому что они сейчас такого рода задачки решают интуитивно, правым полушарием – и это прекрасно!
• Маша запуталась, я не смогла понять, почему: больше всего было похоже на то, что она не пыталась сформулировать для себя правило заполнения таблицы, а просто выбрала фигуру наугад. Не удалось поработать с Машей отдельно – я не успела перехватить Ульяну, она подсказала.
В следующий раз планирую дать к заполнению таблицы, где будут пропущены фигуры не только в правой нижней ячейке, но и в других.

Пятый блок задачек был на симметрию. Справилась одна Ульяна, да и то только после того, как я ее поправила. Остальные собрали копии, а не отражения.
В следующий раз попробуем не каждый свою задачку, а все вместе одну.

Шестой блок – пересекающиеся множества.
Выдала каждому набор из 5-ти картинок, где 3 объекта были объединены одним признаком, 3 – другим, т.е. один из этих пяти объектов был носителем сразу двух признаков и лежал в зоне пересечения подмножеств. Решали не одновременно, а по очереди. Стол раздвижной, я разграничила пространство рабочего стола таким образом, что одну группу картинок нужно было поместить с одного края, вторую – с другого, а в центре как раз оказалось визуальное пересечение.
• Первой задачку решала Ульяна. Без каких либо намеков с моей стороны положила карточку объекта с двумя признаками в середину стола. Удивительная девочка!
• Следующие примеры решали сначала По, потом Арина. В целом обе справлялись, но я комментировала их действия, проговаривала признаки, задавала наводящие вопросы, «ах, ну куда же нам поместить объект с обоими признаками?», нарочно предлагала либо в левую часть стола, либо в правую и так до тех пор, пока они все же не решались положить в центр.
• Маше, как ни странно, эта задачка совсем не далась. Она вообще не смогла самостоятельно выделить признаки и перемещала карточки совершенно хаотично.

К следующему занятию подготовлю для Ульяны еще больше задачек для самостоятельной проработки, а сложность задач для совместного решения снижу и посмотрю, что получится.


  • 1
Это уже больше похоже на занятие с дошкольниками :)
А почему ты в пятом блоке дала только одну задачу на симметрию? обычно дают сначала сделать копию, а потом зеркальность.
Если ребенок старше 5 лет ошибается в простых заданиях, то его надо еще раз проверить с другими подобными задачами. Именно так выявляется леворукость.

Для детей до 5 лет желательно зеркальность объяснить на примере с зеркалом - они это не понимают.

Марин, я не придумываю задания сама, не беру их из школьных учебников – абсолютно все задания разработаны для дошкольников. И нитка с 10 бусинами, и этажи, и игра в магазин… Конечно, комфортнее было бы работать в группе 3-4, но так уж сложилось, что это 3+ и 5+, значит буду учиться работать в такой ситуации.

Зеркало предполагалось, только я его забыла в другой сумке.

Я знаю, что задания ты не сама придумываешь. Но ты их подбираешь хаотично. Тебе не хватает знаний для оценки ответной реакции детей. По мимо задач нужен еще дидактический материал к ним.
Проведя занятия с домом, ты обратила внимание, что дети больше 3-х ошибаются. Но на следующее занятие ты пошла на повышение сложности, а не на понижение. Опять заметила проблемы со счетом, но вместо того чтобы пойти вниз и объяснить этот материал,
ты поменяла методику, но для младших зеркальная симметрия не понятна без зеркала.
В книге Звонкина есть примерные задания, но сначала надо идти по заданиям, которые он делал с девочками, а потому уже переходить в начало книги и идти по заданиям с мальчиками.
В обучении надо применять систему ступенек и идти по ним вверх, а не прыгать с 1-й на 30-ю, а потом спускаться на 10-ю. Дырки потом не заделаешь.

Я понимаю твою позицию: без педагогического образования я не имею компетенций и права заниматься образовательной деятельностью. И я не спорю. Был бы подобный кружок с дипломированными педагогами в получасовой доступности – я бы водила ребенка туда. Личных амбиций в этом вопросе у меня нет.

Да, я сейчас нащупываю уровень. И мне нужен такой материал, который давал бы пищу для раздумий 5-летке и при этом был бы применим в упрощенном варианте для 3-леток.
С бусинами, к примеру, удалось: для 3-леток спрятать по моей просьбе в одном кулаке 2 желтых, а в другом 3 красных, а потом еще посчитать, сколько каких осталось – это уже задачка, и при этом 5-летка справилась с тем, чтобы определить количество и цвет спрятанных бусин по тем, что остались.

Методику я не меняю. Задачи разноплановые, и можем на одном занятии делать из плоских фигур объемные, а на другом больше заниматься счетом.

Чтобы уровень нащупать, надо идти от легкого к сложному. Да, первое время придется готовить материала много и приносить его весь, а использовать частично, но иначе ты не узнаешь их уровень.
На занятиях не обязательно каждый раз заниматься одним и тем же, но скакать по уровню сложности все равно нельзя!

  • 1